Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 23 человека

История и традиции школы

Дата: 12 декабря 2016 в 12:12, Обновлено 27 сентября в 11:39
Автор: Бычек В. В.

 Волковыск - славный и живописный уголок Гродненской области. Раскинулся он на берегах рек Волковыи и Росси, несущих свои воды в быстротечный Неман. Тысячелетняя история в сочетании с современностью радует глаз волковычан и гостей.

      Специальная школа-интернат для детей с особенностями психофизического развития расположена на окраине города рядом с прекрасной зоной отдыха, в окружении белоствольных берёз. 

     История школы-интерната ведёт свой отсчёт с 1954 г. В то далёкое время школа размещалась в двухэтажном здании и подсобных помещениях бывшего педучилища по той же улице Советской, где находится и сейчас. Контингент учащихся состоял из шести групп, в которых насчитывалось около 150 учеников. В каждой группе было до тридцати воспитанников,среди них - дети после  перенесённого менингита, с синдромом Дауна. Тридцать учителей и воспитателей - 6 мужчин и 24 женщины - занимались их воспитанием и обучением. Первым директором был Василий Фёдорович Шерстов, завучем - Мария Семёновна Громова.

    Проходили годы, менялись требования и подходы к учебно-воспитательному процессу, педагогический коллектив пополнялся специалистами с высшим образованием. В истории школы есть событие, вызавающее чувство особой гордости: все вспомогательные школы на протяжении многих лет работали по букварю, составленному учительницей Е.Д.Уразбахтиной, которая трудилась в школе-интернате с 1957 по 1975 г. Букварь претерпел три издания (первое было выпущено "Учпедгизом" в 1961 г.).

 В 1963г. Гродненским областным отделом образования директором школы-интернат был назначен П.И. Кравцевич, проработавший на этой  должности бессменно до 1991 г. Заместителем директора по учебной части стала учитель-дефектолог А.М. Гайдукова.

Учебно-педагогический процесс требовал знающих, специально подготовленных педагогов. И уже к 20-летию основания школы (1974г.) здесь работали 17 педагогов с высшим дефектологическим, 4 – с незаконченным высшим, 23 -  со средним специальным образованием. Благодаря огромному старанию, трудолюбию директора школы в 1970г. начинается строительство типового здания. Вскоре учащиеся и работники получили в свое распоряжение прекрасное трехэтажное здание, ставшее для них родным домом.

    Первого сентября 1972г. новая школа встречала ребят радостной песней, чуть слышным запахом краски, удобной и красивой мебелью. параллельно с возведением нового корпуса строились теплица, прачечная, появились игровые площадки, закладывался большой прекрасный сад. Каждая посаженная яблоня – это отдельный человек, который согрел её теплом своих рук. Помните о своей яблони в нашем саду и кандидат педагогических наук, директор Центра специального образования НИО Т.Л.Лещинская, руководившая в то время педагогической практикой студентов дефектологического факультета Минского пединститута им. А.М.Горького.

Школа стала методическим центром по подготовке дефектологических кадров, на базе её было организовано проведение курсовой переподготовки педагогов. Здесь проходили районные, областные, республиканские семинары по изучению передового педагогического опыта. В 1974г. га базе школы состоялся Всесоюзный семинар руководителей интернатных учреждений, на котором присутствовали представитель Министерства просвещения СССР В.Ф. Мачихина и заместитель министра образования БССР Р.И.Сернов.

     Учителя А.М. Гайдукова,  А.А.Тофило, М.Г. Балейко, Л.С. Новосад принимали участие во всесоюзный педчтениях. Методические достижения были оценены по заслугам: Л.С. Новосад – учитель-методист, шесть педагогов награждены значками «Отличник народного образования БССР», а П.И.Кравцевичу присвоено звание «Заслуженный учитель БССР». По оценке Министерства образования школа являлась лучшей в республике.

 У каждого времени свои приметы. Сейчас время перемен. Конечно, перемены не обошли жизнь и нашей школы. Педагогический коллектив школы понимая, что меняются  и учителя, и дети, и программы, и требования к знаниям учеников,   стремится к тому, чтобы наша школа была открыта для инноваций и изменений, но при этом сохраняя устойчивость и добрые традиции. 

2005 год – открыты классы углубленной социальной профессиональной подготовки.

2008-2010 гг.- реализация республиканского инновационного проекта «Внедрение модели здоровьесберегающего образовательного процесса вспомогательной школы-интерната»

2011 год -  учреждение образования успешно прошло аккредитацию (сертификат Министерства образования Республики Беларусь № 723 от 28.11.2011г.)

2012 год – районный ресурсный центр «Внедрение модели здоровьесберегающего образовательного процесса вспомогательной школы-интерната»

2013год – республиканский научно-практический семинар «Организационно-методические аспекты  языкового и математического образования во вспомогательной школе»

2013год – «Бренд образования – 2013»

2013-2016 гг. – реализация республиканского инновационного проекта «Внедрение методики формирования измерительных и вычислительных умений у учащихся IX-X классов с легкой степенью интеллектуальной недостаточности на основе использования электронного тренажера в условиях межпредметной интеграции».

Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка ….

     Этот принцип является ведущим в деятельности педагогов школы-интерната.

     В государственном учреждении образования «Волковысская вспомогательная школа-интернат» в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании осуществляется целенаправленная работа  по обучению и воспитанию лиц с интеллектуальной недостаточностью с целью реализации ими права на получение доступного и качественного образования.

     Администрацией учреждения образования в течение трех лет проведена определенная работа по реализации государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016годы:

  • создан сайт учреждения образования в глобальной компьютерной сети Интернет (schi.volkovysk.edu.by) – 3 млн. руб. бюджетных средств;

  • продолжена работа по созданию специальных условий для реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в классах углубленной социальной профессиональной подготовки (швейная мастерская, 2 кабинета сельхозтруда – 27,5 млн. руб. спонсорских средств);

  • модернизирована библиотека – 156 млн. руб. спонсорских средств;

  • обновлено оборудование в шейных мастерских (4 швейные машины – 10 млн. руб. бюджетных средств);

  • приобретены коррекционные пособия (10 млн.руб. бюджетных средств);

  • приобретен необходимый инструмент для организации образовательного процесса по профессии «Штукатур» (20 млн.руб. бюджетных средств).

Принимая ребенка таким, какой он есть,

мы делаем его хуже.                

Принимая его таким, каким он должен быть,

мы помогаем ему стать таким,

каким он может быть.

     Администрация государственного учреждения образования «Волковысская вспомогательная школа – интернат» уделяет должное внимание по созданию адаптивного образовательного пространства с учетом особенностей психофизического развития детей.

      В школе созданы комфортные условия, приближенные к домашним  для обучения, воспитания и проживания учащихся.  За последние три года в школе по укреплению материально-технической базы было освоено 532,5 млн.руб. бюджетных средств; 405 млн.руб. внебюджетных средств.

Участие школы в реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели здоровьесберегающего образовательного процесса вспомогательной школы-интерната» в 2008-2010гг. изменило работу всего коллектива: сформировалась группа учителей-инноваторов, сложилась внутришкольная система повышения квалификации. По результатам работы на базе учреждения с 2012/2013 учебного года организована деятельность районного ресурсного центра. Кабинет здоровья, оборудованный в школе (3,4 млн. руб. бюджетных средств, 13,6 млн.руб. внебюджетные средства)  является информационно-координационным центром.

    С  2013 года педагогический коллектив начал работу в новом республиканском инновационном проекте «Внедрение методики формирования измерительных и вычислительных умений у учащихся IX-X классов с легкой степенью интеллектуальной недостаточности на основе использования электронного тренажера в условиях межпредметной интеграции 2013-2016 гг.»

    Материально-техническая база учреждения образования соответствует требованиям инновационного проекта.

       Для реализации   проекта в школе имеется кабинет по учебному предмету «Элементы компьютерной грамоты» (1 РМП +8 РМУ + мультимедийный проектор + экран), а также оформлен  кабинет по учебному предмету «Математика»(1 РМП + 6 РМУ + мультимедийный проектор + экран). Приобретенные в 2013 году компьютеры отвечают  современным требованиям.

        Достигнутые результаты инновационной деятельности на первом этапе реализации проекта свидетельствуют о высоком уровне готовности участников инновационной деятельности к выполнению задач последующего этапа работы.

 Деятельность государственного учреждения образования «Волковысская вспомогательная школа – интернат»  организована на основании Положения о вспомогательной школе (вспомогательной школе – интернате), утвержденного постановлением министерства образования Республики Беларусь № 94 от 19.07.2011 года и в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей, определенных статьей 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

          Для организации образовательного процесса в школе определена следующая структура: первое отделение; второе отделение; XI-XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, что обеспечивает дифференцированный  подход в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

         В текучем учебном году в школе обучается и воспитывается 89 обучающихся.   Функционирует 14 классов:10 классов первого отделения- 68   обучающихся, 2 класса второго отделения – 6 обучающихся, 2 класса углубленной социальной и профессиональной подготовки – 15 обучающихся.

         На протяжении последних трех лет прослеживается тенденция к уменьшению количества обучающихся. Это связано с открытием классов интегрированного обучения в общеобразовательных школах.

   Результативность образовательного процесса обеспечивает высококвалифицированный педагогический коллектив.

    Повысился образовательный уровень педагогов школы с высшей и первой квалификационными категориями .

          За последние три года курсы повышения квалификации прошёл 21 педагог. Важным показателем эффективности курсовой подготовки и методической работы в межкурсовой период является аттестация педагогических кадров. За последние 3 года аттестовалось 25 педагогов, из них 10 - на вторую категорию, 12 - на первую, 3 - на высшую категорию. Количество педагогов, имеющих высшую и первую квалификационную категорию выросло с 30,8% до 69,7% .

    Анализ педагогического состава свидетельствует о высоком образовательном и квалификационном уровнях учителей.

    В межкурсовой период учителя повышают свой профессиональный уровень через самообразование, работу школьных и районных методических формирований. В учреждении определены основные направления деятельности методической работы: организационно-методическая, учебно-методическая, научно-методическая, информационно-аналитическая. Работа с кадрами строится дифференцировано с учётом профессионального уровня и мастерства, а также учитываются запросы педагогов.

   В  школе  работает 8  методических формирований. Каждая проблемная группа реализует  свои   цели и задачи тесно связанные с методической темой школы.

  Информационно-ресурсное обеспечение методического кабинета учреждения   способствует   организации качественной методической поддержки педагогов,   эффективному взаимодействию в решении различных педагогических задач, мотивации к повышению уровня профессиональных компетенций, а также успешному  решению задач развития обучающегося, педагога, учебного заведения.

     В 2011/2012 учебном году методический кабинет учреждения занял Iместо в районном смотре-конкурсе на лучший методический кабинет и награжден Дипломом управления образования Волковысского районного исполнительного комитета (приказ № 33 от 18.01.2012 года).

      Постоянное внимание администрация школы уделяет мониторингу уровня обучения и качеству знаний обучающихся.  Динамика изменения качества успеваемости обучающихся  положительная (средний балл: 2011 г.-5,2; 2012 г.- 5,6; 2013 г. – 6,2)

     Образовательный процесс организуется в строгом соответствии с государственными программами утверждёнными Министерством образования Республики Беларусь, а также нормативными правовыми документами, который носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры и степени тяжести физических и психических нарушений, возраста учащихся.   

  Осознавая значимость социально-профессиональной подготовки обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, как важного средства их подготовки к самостоятельной жизни, с целью обеспечения завершенности трудового обучения,  в школе функционируют классы углубленной социальной профессиональной подготовки по профессиям: «Швея», «Штукатур», «Рабочий зеленого строительства. Цветовод».

    Для организации профессионального обучения в школе созданы необходимые условия: современными швейными многооперационными, краеобметочными машинами и мини-парогенератором оборудованы 2 мастерские по обработке тканей; для проведения занятий по растениеводству и животноводству оборудован учебный кабинет и учебная лаборатория, практические работы по основным темам программы обучающиеся выполняют на пришкольном учебно-опытном участке и в 3 учебных теплицах площадью более 30 м.2

    Организована производственная практика на базовых  предприятиях города, с которыми заключены договора.  

   Справочным, информационным и консультационным центром по организации профориентационной работы в школе является кабинет профориентации, где размещены информационные стенды: «Куда пойти учится», «Учебные заведения для вас», «Предприятия нашего района», «Выбираю профессию».

      Результат работы классов углубленной социальной профессиональной подготовки за последние три года – получение профессий 26 обучающимися (присвоены рабочие разряды: по профессии «Швея» - второй 9 обучающимся;  по профессии «Штукатур»- первый 2 обучающимся, второй и третий - 8  обучающимся;   по профессии «Рабочий зеленого строительства. Цветовод» - второй 7 обучающимся). 

     Стимулом для повышения уровня мотивации трудовой деятельности, формирования необходимых в труде положительных качеств, для закрепления трудовых умений и навыков - стало участие обучающихся  в проекте «Вторичная занятость», в рамках которого на протяжении пяти лет организуется работа трудового отряда обучающихся старших классов (оказание помощи в ремонте школы, работа в теплицах, благоустройство территории).

       Финансирование производит территориальный центр занятости населения. 

  Главным показателем оценки качества обучения является жизнеустройство выпускников.

     Как результат многолетнего опыта работы по социально-профессиональной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью - более 50 % выпускников продолжают обучение в учреждениях области, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, а также трудоустраиваются учениками в организации, где проходили производственную практику.

        Работа по патронату детей в школе-интернате организована в соответствии    с    Положением        о    патронате    лиц    с    особенностями психофизического развития. Для реализации задач и организации патронатного сопровождения в школе разработана программа «Становление», которая помогает выпускнику перейти из довольно специфичного мира школы-интерната в сложный и трудный современный мир; найти в нем свое место и обрести самостоятельность в разных сферах жизни.

         В государственном  учреждении образования «Волковысскаявспомогательная школа-интернат» оказывается комплексное психологическое сопровождение  образовательного процесса.  Рабочее пространство педагога-психолога организовано в идеальном варианте, так как оно предполагает психолого-педагогический комплекс: рабочий кабинет, сенсорная комната, игровая – кабинет здоровья.

            В 2012/2013 учебном году кабинет  педагога-психолога  принимал участие в районном этапе смотра-конкурса кабинетов учреждений образования района (в номинации кабинет педагога-психолога учреждения специального образования), где занял I место и награжден Дипломом управления образования Волковысского районного исполнительного комитета (приказ № 97 от 22.03.2013года).

         По результатам областного этапа  смотра-конкурса в номинации «Кабинет педагога-психолога учреждения специального образования» школа награждена Дипломом I степени управления образования Гродненского облисполкома (приказ № 173 от 13.06.2013 года).

         Учащиеся, имеющие проблемы с речью получают необходимую коррекционно-логопедическую помощь учителя-дефектолога.

         Для достижения положительных результатов учителем-дефектологом используются современные здоровьесберегающие технологии, которые умело сочетаются с новейшими нетрадиционными технологиями: кинезиологией, песочной терапией, аромотерапией, хромотерапией, музыкотерапией.

     Наличие в кабинете необходимого коррекционно-развивающего оборудования, средств обучения позволяет стимулировать речевую активность детей, побуждает к деятельности.

   Немаловажную роль в достижении положительных результатов в работе государственного        учреждения        образования «Волковысскаявспомогательная школа-интернат»   имеет социальное партнерство с социально-педагогическими центрами, центрами коррекционно-развивающего обучения       и       реабилитации,             учреждениями       здравоохранения,территориальными центрами социального обслуживания населения и другими организациями по вопросам социальной защиты выпускников в порядке, установленном законодательством.

      Выстроенная воспитательная модель в учреждении способствует  социализации личности ребенка, формированию у учащихся нравственного и физического здоровья, культуры семейных и трудовых отношений, опыта социального взаимодействия и ответственного поведения во всех видах деятельности. Мы развиваем творческие, художественные, физические способности, эстетический вкус обучающихся в кружках и спортивных секциях. Осуществляем тесную связь с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи.

        На протяжении 2012/2013 учебного года в школе-интернате работало 23 кружка и секции, 15 – от учреждений дополнительного образования, 8 школьных (100% занятость обучающихся).  

Учащиеся школы являются   участниками и победителями областных,  республиканских, международных соревнований и конкурсов, лауреатами областного конкурса «Вяселкавы карагод».

     Залогом результативной работы деятельности школы является сотрудничество с родителями.

      С целью оказания помощи родителям в    решении  проблем детско-родительских отношений организована деятельность родительского клуба «Гармония», проводятся индивидуальные собеседования и консультирование, тренинговые занятия, готовятся буклеты.   

   Своевременное выявление социально опасного положения несовершеннолетних и выполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 26.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», два раза в год проводится контрольное обследование условий жизни и воспитания всех обучающихся. 

«В педагогике нельзя придумать ничего нового, можно просто по-другому расставить акценты» Г.Лихтерберг.

   Педагоги нашей школы акценты сместили в сторону сотрудничества, открытости и системности в работе, так как назначение любого учреждения образования, будь то специальная школа или учреждение общего среднего образования - это обеспечение максимально возможной реализации каждым обучающимся имеющихся у него потенциальных возможностей.

Самое главное – мы живем и работаем РАДИ детей.

  Вся деятельность   государственного  учреждения образования «Волковысскаявспомогательная школа - интернат»    основана на принципе толерантности: МЫ РАЗНЫЕ, НО РАВНЫЕ!

   «Бренд образования – 2013» - это высокая награда прежде всего как признание авторитета нашей школы и оценка работы всех участников образовательного процесса, как  общий вклад в успешную реализацию образовательных программ специального образования.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.