Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 26 человек

Психическое здоровье ребёнка :природа или воспитание?

Дата: 5 апреля в 14:00, Обновлено 27 сентября в 11:30

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА : ПРИРОДА ИЛИ ВОСПИТАНИЕ?

В современном обществе все большее беспокойство вызывает рост различных нарушений психического здоровья среди детей и подростков. Тревожное расстройство, депрессия, агрессия, аддикции, разнообразные асоциальные проявления, которые могут быть определены как расстройства поведения, синдром дефицита внимания и прочие психопатологии становятся важной социальной и медицинской проблемой, а также проблемой многих семей.

В связи с проблемами психического здоровья подростков встает старый как мир вопрос: что является ведущей причиной наблюдаемых негативных тенденций – гены или среда, природа или воспитание? Мы знаем, что гены отвечают за значительную часть всей вариабельности по поведенческим и психологическим параметрам, в том числе, включая суицидальное поведение.

КАК НЕГАТИВНАЯ СРЕДА ВЛИЯЕТ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Эффекты среды, как уже отмечалось, связаны в основном с синдромом стресса

Стресс, является важнейшим компонентом нормального развития и способствует формированию высокой адаптивности ребенка, его жизненной устойчивости и ощущения уверенности в своих силах, вероятно, на всю последующую жизнь. Кратковременный подъем кортизола в ответ на спортивные соревнования или справедливую критику, может иметь чрезвычайно важные последствия для формирования устойчивой эмоциональности и когнитивных функций ребенка. В то же время слишком сильный или хронический стресс является причиной множества заболеваний и поведенческих проблем. Сильный или хронический стресс является причиной множества заболеваний и поведенческих проблем.

КАК МАМА ВЛИЯЕТ НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА

Если мать во время беременности испытывала сильный стресс, интенсивную тревогу или депрессию, то это может привести к снижению веса и размеров тела плода при рождении, клеточным нарушениям в мозге. В последующей истории жизни такой ребенок с высокой вероятностью будет отличаться ненормально высокими реакциями на стресс и у него могут проявиться многочисленные нарушения психического здоровья, включая депрессию, аддикции, тревожные расстройства, асоциальные проявления, синдром гиперактивности и дефицита внимания.

 Многочисленные наблюдения за грызунами и приматами убедительно показали, что недостаток материнского тепла и ухода приводит к негативному программированию всей жизни ребенка в дальнейшем.

ЭТОТ СЛОЖНЫЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ!

Стресс в подростковом периоде имеет свои особенности. Именно в этом возрасте наиболее ярко начинают проявляться все психопатологии и поведенческие расстройства. Эти расстройства возникают в ответ на тот или иной стрессовый эпизод в жизни ребенка. Вследствие этого симптоматика смещается в сторону личностных расстройств, асоциальности, конфликтности, нарушений навыков преодоления жизненных трудностей и склонности к самоповреждениям.

Негативные тенденции у жертв детской травмы наблюдаются вплоть до зрелого и позднего возраста.

МОЖНО ЛИ ВЫРАСТИТЬ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЕ

Значительная часть детей избегает нарушений психического здоровья, и есть много примеров, когда вопреки всем факторам риска, в самых неблагоприятных условиях среды формируются чрезвычайно адаптивные и устойчивые личности. Анализ причин такого благоприятного развития, формирования жизнестойкости также связан с генно-средовыми взаимоотношениями, однако реальных успехов на этом пути пока очень немного.

Ребенок должен ощущать, что у него есть поддержка со стороны взрослых, которые всегда готовы прийти на помощь.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.